Система образования Петербурга не подготовлена для обучения детей с РАС
В Санкт-Петербурге выявили острую нехватку образовательных учреждений, направленных на работу с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). В настоящий момент в городе действуют буквально единицы школ и детских садов, готовые принять детей с особенностями развития. Из-за сложившейся ситуации родители детей с аутизмом вынуждены переводить своих малышей на "индивидуальное" или "домашнее" обучение, что лишь усугубляет их изоляцию.
Дети с расстройством аутистического спектра практически не способны понять социальные правила и принять какие-либо изменения. Отклонение в развитии таких детей зачастую влечет за собой сложности в самообслуживании. Поэтому в семьях с такими детьми чаще всего одному из родителей приходится уйти с работы, чтобы помогать ребенку. При этом домашнее обучение ведет к еще большей изоляции и не обеспечивает включенность в общество. Для социального развития детям с аутизмом необходимо посещать детский сад и школу наравне со сверстниками.
Однако инклюзивность предполагает подготовку образовательных учреждений, способных принять детей с аутизмом и работать с ними, пусть даже и на индивидуальной основе. Для этого в детских садах и школах должны быть оборудованы специальные зоны сенсорной разгрузки. Также учителям и воспитателям в таких учебных заведениях необходимо своевременно проходить обучение современным методикам психолого-педагогической помощи. При этом у каждого ребенка в таком образовательном учреждении должен быть индивидуальный тьютор.
Чтобы достичь изменений в данном вопросе, достаточно желания и готовности помогать семьям, в которых есть дети с РАС. При этом, согласно "Закону об образовании в Российской Федерации", каждый ребенок должен получить образовательные услуги в соответствии с его потребностями и возможностями. Однако в Санкт-Петербурге, в котором проживает порядка 9 тысяч человек с аутизмом, имеется лишь несколько школ и детских садов, готовых предоставить им обучение. Не имея поддержки со стороны властей, эти семьи вынуждены находиться в затворничестве.
При этом Петербург не способен обеспечить образование как детям с расстройствами аутистического спектра, так и без отклонений в развитии. В городе нехватка порядка 50 школ и 100 детских садов, из-за чего 19 тысяч детей ждут своей очереди в дошкольные образовательные учреждения.