Ника Артемьева: "Любое разрушение наследия – это невосполнимая утрата"
Проблемы реставрации, сохранение культурного наследия и любовь к своему делу — в разговоре с сотрудницей фонда "Внимание" Никой Артемьевой.
Санкт-Петербург — город, в котором сочетается история и современность (да, город контрастов). К сожалению, некоторые памятники архитектурного наследия, подаренного жителям Петром (и не только), от безразличия могут навсегда кануть в Лету (или в Мойку). На сегодняшний день, нишу неравнодушных занял фонд "Внимание", в котором активисты и непосредственные участники сохраняют "старину" города на Неве. Кстати, фонд сохраняет наследие не только города на Неве, но и всех городов России.
Фото: instagram / @details_spb
О трудностях реставрации, необычных объектах, обрушении штукатурки и любви к своему реставрационному делу, редакции "Городской среды Петербурга" рассказала Ника Артемьева (самое главное — не путайте реконструктора и реставратора).
— Не хочется начинать с банального, но начну. Почему реставрация?
— Последние 4 года я занимаюсь проектами, связанными с популяризацией, сохранением и восстановлением архитектурного наследия. Я не являюсь реставратором, но и без этого мне приятно вносить свой вклад в сохранение исторического облика Петербурга и других городов. Мне было важно разобраться, в чем причины разрушения зданий и их подлинных деталей, а также, как можно изменить ситуацию. Я занималась собственным исследованием темы, поработала в реставрационной мастерской (помогла структурировать информацию об их деятельности, при этом глубже погружаясь в значимую для меня тему). Затем я получила предложение о работе в фонде "Внимание", основанном Ильей Варламовым. Это некоммерческая организация, занимающаяся сохранением исторического наследия в России.
Так сложилось, что в Петербурге фонд занимается в основном реставрацией парадных дверей. Это значимая для города проблема: вместо красивых входных групп и туристы, и жители города наблюдают уродливые железные двери. Одновременно на нескольких объектах мы реставрируем чудом сохранившиеся двери или воссоздаем утраченные.
— Самый необычный объект, который вам довелось реставрировать?
— Этой осенью мы приступили к консервации участка булыжной мостовой. Проблема сохранения мощения уже несколько раз всплывала в Петербурге, а в этом году активистам впервые удалось договориться с муниципальными властями о сохранении булыжника в центре города.
Еще я горжусь нашей довольно необычной работой – восстановлением советской световой конструкции "Гвоздика" в Липецке. До начала работ "Гвоздика", по сути, была бесхозной и могла бы быть демонтирована в любой момент. Оказалось, что горожане очень любят эту конструкцию, считают ее украшением города и вспоминают о детстве, глядя на нее. Мы привели в порядок металлические конструкции, усилили крепления, поменяли проводку и воссоздали необычную, но исторически достоверную цветовую гамму. Кстати, местные власти содействовали в проведении работ и подключили "Гвоздику" к городской системе освещения. Теперь липчане любуются ей каждый вечер, а жители других городов задумались о восстановлении собственных советских вывесок и световых конструкций.
— Сегодня в Петербурге очень много разрушающихся памятников, на которые местное правительство не обращает никакого внимания. Какое к этому ваше отношение?
— Любое разрушение наследия – это невосполнимая утрата. Но опасно думать, что дополнительное финансирование изменит ситуацию. Нужно комплексно менять подход к "домам-памятникам" (объектам культурного наследия), и к иным историческим объектам. Жителям нужно быть активнее, а коммунальщикам стоит лучше содержать здания и понимать специфику работы с наследием. Во время ремонта должен применяться реставрационный подход, где основная ценность – это подлинность, а не дешевый новодел.
— В каком виде нужно поддерживать качество здания? С какой периодичностью нужно проводить ремонтные работы?
— Здания требуют качественного содержания круглый год. То есть задача коммунальных служб – поддерживать дом в хорошем состоянии всегда, проводить текущий ремонт и качественно эксплуатировать здание. Представления о капитальном ремонте меняются. Сейчас, чаще всего, в рамках капремонта либо меняют кровлю, либо коммуникации, либо ремонтируют фасад. И управляющая компания часто отказывается красить фасад в рамках текущего ремонта и призывает собственников приближать капитальный ремонт. Я убеждена, что такой подход некорректен. Собственникам стоит активнее участвовать в жизни дома и проводить те виды работ, которые действительно необходимы зданию, а также следить за качеством работ. Кстати, на сайте фонда "Внимание" есть специальный раздел, посвященный капремонту с инструкцией для жителей и успешными кейсами.
На фото: Ника Артьемьева.
— Помните те истории, когда на прохожих осыпалась штукатурка. Из-за чего это произошло? Что нужно делать, чтобы этого избежать?
— К сожалению, из-за некачественной эксплуатации зданий обрушения лепнины происходят все чаще. Основная причина – намокание фасада. Это может быть протечка кровли, может быть неправильное водоотведение с балконов или других выступающих частей и так далее. Такими проблемами должны заниматься управляющие компании, но они почему-то не справляются. Также стоит иметь в виду, что лепнина в аварийном состоянии поддается восстановлению. Ее нужно аккуратно закрепить на прежнем месте, а также устранить причину аварийности. Увы, с этой задачей коммунальщики тоже не справляются. Все чаще они считают своим долгом "обстучать" фасад, что кажется мне варварским и неразумным методом.
— Возьмем, к примеру, Конюшенное ведомство. Многие считают, что это яркий пример безразличия. Расскажите, что можно бы было с ним сделать?
— Я ни в рамках работы в фонде, ни в личной деятельности не занималась проблемой сохранения Конюшенного ведомства. Но абсолютно очевидно, что эту постройку можно и нужно спасти. Необходимо найти зданию применение, ответственного пользователя и провести качественную реставрацию.
— С каким проблемами вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе?
— Во всем, что я делаю, очень важно участие жителей, активистов. Они должны понимать ценность их подопечного объекта и принимать реставрационные нормы, которые пока людям непривычны. А также, по возможности, активно участвовать в сохранении и восстановлении объекта. Увы, люди только начинают проявлять активность в собственных домах. Многие еще не знают о своих правах и не чувствуют, что у них есть и обязанности. А примеров реставрации пока настолько мало, что многим до сих пор кажется, что "историческое" – это что-то "гнилое", что "невозможно восстановить".
Фото: instagram / @details_spb
— В Петербурге профессия "реставратор" больше волонтерская или как повезет?
— В Петербурге наиболее развита реставрационная сфера. У нас больше всего объектов культурного наследия, и множество государственных заказов на реставрацию дворцов, музеев способствует ее развитию. У нее есть своя специфика, которую нужно изучать подробнее. Могу лишь сказать, что даже в нашем городе найти подрядчика на проведение реставрационных работ совсем непросто: даже мастера с высокой ценой могут не понимать значение подлинности в реставрации.
Если говорить про мою работу, то это работа не реставратора, но при этом работа в сфере сохранения наследия. Когда я занялась этой темой 4 года назад, мне казалось, что вакансий в этой сфере почти нет. Теперь я понимаю, что вариантов много, хотя и не существует проторенной дорожки: кто-то открывает свой бизнес, а кто-то находит профильные вакансии.
— Какие места в центре вас привлекают с чисто профессиональной стороны, а в каких просто нравится бывать, потому что действительно здорово?
— Невозможно что-то выделить, потому что Петербург прекрасен и разнообразен, все его магистрали и закоулки кажутся мне очень интересными. Тем не менее, я бы очень советовала читателям посмотреть на те объекты в городе, где удалось сохранить или воссоздать исторические детали. Если говорить не об объектах фонда, а о других инициативах, то рекомендую следующие локации: входная группа дома №20 по Лахтинской улице, двери Адмиральского дома на Чапыгина и пожарный гидрант на Сибирской улице.
— Какие реализованные проекты реконструкции вы считаете удачными, какие – нет, почему?
— Я всегда выделяю среди подопечных объектов доходный дом Эрлиха и Эттингера на Зверинской улице. Мы начали общаться с жителями по поводу необходимости консервации окон, затем вместе с ними восстановили входную группу, потом присоединились к корректировке проекта капремонта, а теперь дом стал образцом реставрации окон в парадной и взрастил нескольких столь необходимых городу подрядчиков. Не могу назвать какие-то проекты неудачными, но непростыми оказываются те дома, где жители недостаточно вовлечены в вопросы сохранения наследия.
— Фонд "Внимание". Кажется, что это одни из неравнодушных, кому действительно важно состояние и достояние Санкт-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, что уже удалось спасти? За что боритесь? Что не получается?
— Помимо вышеупомянутых реставраций дверей Петербурга и мостовой, мы участвуем в мониторинге капитального ремонта и сохранении советских вывесок. Для этого мы объединяем усилия с Петербургским отделением ВООПИиК, проектами "Двери с помоек" и "Вывески Ленинграда", а также с экспертами в области архитектуры, реставрации и дизайна. А еще мы проводим волонтерские акции, где добровольцы могут деятельно участвовать в сохранении объекта и узнать что-то новое. Фонд "Внимание" занимается не только точечной помощью, но и формированием иной культуры сохранения исторического наследия. Мы показываем, что архитектуру можно и нужно сохранять.
— Расскажите, как фонд "Внимание" собирает средства, кого привлекает? Это больше на энтузиазме и неравнодушии или…?
— Подавляющее большинство средств фонда – это частные пожертвования. Больше половины из них – это регулярные переводы (по подписке). Именно такие рекуррентные платежи особенно важны – они позволяют лучше планировать работу фонда, с уверенностью браться за новые объекты и даже дополнительно отчитываться перед жертвователями.
— Что вы посоветуете жителям Петербурга, чтобы быть неравнодушными и хоть как-то сохранить объекты культурного наследия?
— Собственно, быть неравнодушным – это уже большой вклад. Не проходить мимо, если видите какое-то безобразие. Изучить свой дом, район, интересующие вас здания. Также всегда вы можете поучаствовать в волонтерских акциях или поддержать проекты рублем.
Фото: Фонд "Внимание". На фото: входжная группа доходного дома Романова.
На сегодняшний день, благодаря работе "Внимания", в Петербурге отреставрированы дореволюционные тамбурные двери второй парадной и входная группа первой парадной дома Станового (Старорусская ул., дом 2/5), а также воссоздана утраченная парадная дверь доходного дома Эрлиха и Эттингера (Зверинская ул., дом 18). В работе находятся дверь третьей парадной дома Станового, происходит реставрация дореволюционной входной группы доходного дома романова (Суворовский пр-кт, 47) и реставрация дверей доходного дома Шведерского (Большая Пушкарская ул., дом 45).