Михаил Пиотровский и Дмитрий Озерков – о настоящем и будущем Эрмитажа
В начале апреля главные медиалица Эрмитажа – директор Михаил Пиотровский и заведующий Отделом современного искусства музея Дмитрий Озерков – дали пресс-конференцию в "Интерфаксе", посвященную новым проектам. "Городская среда Петербурга" кратко приводит главные тезисы, которые затронули Пиотровский и Озерков в своих выступлениях.
Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа:
Государственный Эрмитаж изыскал возможность для дальнейшего увлечения системы льгот. С 1 мая мы вводим в главный корпус музея особую цену билета в 300 рублей для детей, студентов, пенсионеров и инвалидов I, II группы. Это будут квоты в течение лимита, который есть на день. Главный штаб для всех этих категорий граждан будет в ближайшие полгода бесплатным.
Государственный Эрмитаж завершил первую стадию инклюзивного международного проекта 15/24 и приступает к новым инклюзивным программам. Государственный Эрмитаж продолжает создавать многослойны и сложные выставки с острыми темами. Одна из выставок будет об образе Александра Невского как главного святого России. Также пройдут выставки о мистике Африканской маски и выставка-диалог о культуре Кавказа. В мае Эрмитаж открывает две запасные галереи на третьем этаже Зимнего дворца с европейской живописью, живописью и скульптурой Средней Азии.
Мы приобрели много уроков в результате пандемии. И главные ее уроки в том, что музей без посетителей – это тоже музей. Музей – это серьезное явление, последний мост между людьми. Музей – это безопасное место. Музей – это лекарство, с которым ужо обращаться осторожно и бережно. Мы также выяснили, что на самом деле наши посетители плохо знают музей. Они его любят, но мало знают, что может музей предложить. В эпоху пандемии люди становятся агрессивнее и музей должен воспитывать серьезный подход к поведению. Мы сейчас намечаем то, каким будет наш музейный мир будущего уж сейчас.
Это новый сценарий посещения музея. Он будет не такой жесткий как сейчас, но все равно останутся маршруты и лимиты для посещения. С новыми местами и залами, которые экскурсоводы буду показывать, музей станет значительнее глубже. С новыми шедеврами — это внимание к множеству вещей, которые часто остаются на втором плане. С новым посетителем, который значительнее подготовлен, ему можно действительно рассказывать о сложных вещах.
В этом году нас посетило 326 тыс. человек. Онлайн нас "посетило" за это время 12 млн. человек. Виртуальный визит собрал 200 тыс. человек. Самое главное направление нашей работы сегодня — это инклюзия, включающая доступность музея для всех категорий граждан. Это интерактивность и эксклюзивность. Музей — это роскошь, это подарок, он доступен всем, но надо понимать, что это необыкновенное явление, а не просто развлечение. Мы открыли "античное хранение" в нашем комплексе в Старой деревне. Там у нас музейное хранение с особым жанром показа. Открылась выставка среднеазиатских халатов. Она тоже находится в этом хранилище. На днях мы открыли библиотеку современного искусства. В ней тщательно подобраны редкие и очень важные книги.
Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Эрмитажа:
Отдел современного искусства показывает пять типов выставок – индивидуальные, групповые, архитектурные, этнографические и "скульптуры во дворе". При этом мы стремимся изучать и освещать темы новейших технологий. Это прежде всего искусственный интеллект, блокчейн и искусство неразменных токенов – NFT. Мы показываем выставки на эти темы, воспринимая себя как платформу, которая может открыть дискуссию, сделать конференцию, показать мастер-класс. Две выставки на эту тему мы уже сделали в 2018-19 гг. Это выставка про искусственный интеллект – диалог культур с одной стороны и искусство как художественный приём.
Теперь на фоне пандемии стала актуальна тема неразменных токенов. Его актуальность связана с тем, что искусство создаётся в интернете и передаётся или продаётся между людьми. К настоящему моменту создано достаточно много таких бирж, на которых люди переводят деньги в криптовалюту. Есть множество онлайн-ярмарок современного искусства. Мы сейчас разрабатываем концепцию того, как будут выглядеть эти выставки. Понятно, что можно сделать проект "на стенах", раздать всем какие-то гаджеты, можно вообще сделать виртуальный тур.
Речь сейчас идёт ещё о том, что большинство художников переходят от традиционного формата в цифровой. Связано это с лёгкостью хранения и приобретения этого искусства, уходит необходимость транспортировки, страховки, налоговые выплаты. Российские и западные художники в этом активно участвуют и нам бы хотелось сделать искусство, которое показывает с одной стороны классиков XX-XXI веков, а с другой стороны открыть его с другой, более современной точки зрения. Мы покажем эту выставку ближе к осени. Эта выставка станет частью скромного, но уверенного процесса показа новейших техник искусства и станет первой платформой для его обсуждения. Каждая выставка будет сопровождаться лекциями, мастер-классами.
Материал подготовила Елена Помогайбина, "Городская Среда Петербурга"